Вопрос - Ответ

Несмотря на то, что технический заказчик непосредственно не осуществляет строительные работы, закон обязывает его быть членом СРО. Это предусмотрено п. 22 ст. 1 ГрК РФ. Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Из этого правила есть исключения.

Что касается заказчика-застройщика, то существует несколько ситуаций, при которых застройщику необходимо официальное разрешение на выполнение определенных строительных работ.

  • 1. Согласно ГрК РФ(ст.47 и 48) проектная документация (ПД) может разрабатываться и инженерные изыскания проводиться самостоятельно застройщиком, либо с привлечением третьей стороны по договору с ним или с техническим заказчиком. После 1 июля 2017 года, разрабатывать ПД или проводить инженерные изыскания имеют право только те застройщики, которые являются членами СРО в области инженерных изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования, или с привлечением иных лиц по договору подряда (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ).
  • 2. Если иное не предусмотрено ст. 58 ГрК РФ, Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда (п. 3.1 ст. 58 ГрК РФ).
  • 3. Пункт 16ст.1 ГрК РФ предусматривает, что застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику. Как отмечает в своих разъяснениях Минстрой России, при самостоятельном осуществлении застройщиком функций технического заказчика, перечисленных в п. 22 ст. 1 ГрК РФ, застройщику требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида (письмо от 08.02.2017 N 3762-АЕ/02).

Что касается необходимости осуществления функции строительного контроля распространено мнение, что застройщик обязан вступать в СРО. В ГрК РФ отсутствуют уточнения по этому вопросу.

Согласно требованиям с. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации (решение ФАС России от 26.10.2017 N К-1439/17, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 N 04АП-6343/16).

Во-первых, право передоверия поверенным своих полномочий третьим лицам необходимо письменно закрепить в доверенности. Если это не будет сделано, то доверенность будет считаться выданной без права передоверия.

Во-вторых, по общему правилу доверенность, выданная в порядке передоверия должна быть нотариально удостоверена.

Из этого правила есть исключения: нотариального удостоверения не требуется для передоверия доверенности, выдаваемой в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц (п. 3 ст. 187 ГК РФ). Однако это правило не распространяется на доверенности, выдаваемые государственными органами, органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, не обладающими статусом юридического лица (п. 129 Постановления Пленума Верховного суда от 23.06.2015г. № 25).

В-третьих, во избежание ответственности за действия лица, которому передоверены полномочия, лицо, передавшее полномочия другому лицу, в разумный срок должно известить об этом лицо, выдавшее доверенность с предоставлением необходимых сведений о лице, которому переданы новые полномочия (п. 2 ст. 187 ГК РФ).

Последующее передоверие по общему правилу не допускается.

Излишне удержанная и перечисленная в бюджет налоговым агентом из дохода налогоплательщика (физического лица) сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика (за исключением случаев перерасчета по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным налогоплательщиком статусом налогового резидента РФ) (ст. 321 НК РФ).

Возврат излишне удержанной суммы производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.

Для возврата средств законодательством отведено 3 месяца со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. В противном случае, на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена в установленный срок, налоговым агентом начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата, за каждый календарный день просрочки(ч. 5 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет (за 3 месяца со дня получения заявления) недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной суммы налога налогоплательщику, налоговый агент в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджет суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса. Причем такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня излишнего перечисления НДФЛ (то есть здесь действуют общие правила возврата).

При этом налоговый агент должен вместе с заявлением на возврат из бюджета суммы переплаченного налога, подать в инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты и выписку из налогового регистра за указанный период.

До осуществления возврата из бюджета налоговому агенту излишне удержанной суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника (п. 1 ст. 61.11 закона "О несостоятельности").

п. 1 ст. 61.10 Закона «О несостоятельности».

Критерии отнесения лица к контролирующему должника лицу установлены статьей 61.10 Закона «О несостоятельности».

В частности, под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника в период:

  • не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства;
  • после возникновения признаков банкротства до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

При этом предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо:

  • являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;
  • имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;
  • извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника лицом по иным основаниям.

Контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника в случае, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия такого лица (п. 1 ст. 61.11 Закона «О несостоятельности»).

Законодательство предполагает следующий алгоритм возврата переплаченных денег:

1.Подача заявления налогоплательщиком.

Начальным этапом в ходе возврата денежных средств, является необходимость предоставить в налоговую инспекцию заявления общепринятого образца. Сделать это можно двумя способами:

  • письменно (для этого нужно лично написать и предоставить заявление в налоговую службу);
  • через официальный сайт инспекции (в этом случае заявление необходимо заверить электронной квалифицированной усиленной подписью).

Обязательно в нем следует прописать реквизиты компании-налогоплательщика и сведения о расчетном счете, на который нужно возместить полную сумму налоговой переплаты.

На основании статьи п. 7 ст. 78 НК РФ Налогового кодекса, подать такое заявление можно в течение 3 лет с момента, когда была осуществлена переплата налогов. Для случая, когда налог уплачивается в виде авансовых платежей, срок подачи заявления о возврате налога исчисляется с установленной даты предоставления декларации за налоговый период (Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г.).

В случае, если налогоплательщик не успел подать заявление в установленный срок, то возврат налога осуществляется в исковом порядке по общим правилам исчисления срока исковой давности (п.1 ст.200 ГК РФ).

2.Принятие налоговым органом решения по факту переплаты

В течении 10 дней после подачи соответствующего заявления (или со дня проведения сверки с подписанием акта сверки в случае проведения сверки) налоговый орган выносит решение о возврате суммы налоговой переплаты. Решение может быть, как положительным, так и отрицательным.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении в течение 5 дней, после его принятия.

3.Передача в казначейство поручения по возврату налоговой переплаты

В течение 10 дней, которые отведены на рассмотрение заявления, представители налоговой службы должны направить в казначейство Федерации поручение о возвращении суммы переплаты.

Сумма переплаченных налогов должна быть возвращена налогоплательщику в срок, не позднее одного месяца со дня подачи заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). В противном случае, на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, налоговым органом начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата, за каждый календарный день просрочки(п. 10 ст. 78 НК РФ).

ПФР и его денежные средства в соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в бюджеты других фондов.


Условия и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на денежные средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются главой 24.1 БК РФ (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 239 БК РФ).

Однако главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или иными его положениями не установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьей 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.

В силу статьи 16 АПК РФ судебный акт подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. В отсутствие установленного законом порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства, суды восполнили данный пробел. В частности, обращение взыскания на средства Пенсионного или иного фондов осуществляется в порядке, определенном Законом об исполнительном производстве (Дело № А72-14835/2016, № А37-1292/2016 и др.)

Кроме того Федеральное казначейство письмом от 30.12.2013 № 42-7.4-05/9.3-895 довело до территориальных органов Федерального казначейства информацию о том, что до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Да, действительна! Основания прекращения действия доверенности перечислены ст. 188 ГК РФ. Такого основания, как увольнение руководителя организации, в законе не прописано. Поэтому, если в доверенности не указано иное, формально доверенность руководителя филиала продолжает сохранять свою силу до истечения срока, на который она была выдана, за исключением случая отзыва (отмены) доверенности в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ.
Добрый вечер, Диана! Спасибо за обращение. Информацию по стоимости услуг Арбитражного адвоката вам поможет получить наш специалист. Для связи с ним Вам необходимо набрать номер, который указан на нашем сайте, либо оставить нам заявку с вашим контактным номером и специалист с вяжется с Вами в ближайшее время!

задать вопрос

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*