Особенности уплаты налога на имущество иностранными организациями


"Модернизация науки и образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции,
г. Махачкала,", 26-27 апреля 2011г. С. 285-289.
Агаева И.Д. Генеральный директор BRAINSTORM

Развитие международной специализации и международного разделения труда, увеличение объемов международной торговли, усиление экономических связей между государствами и другие тенденции глобализации современного мирового хозяйства делают проблемы налогообложения иностранных организаций все более актуальными.

Поскольку налоговая юрисдикция государства распространяется не только на лиц, признаваемых его налоговыми резидентами, но и на иностранных лиц (нерезидентов), участвующих в международной деятельности, затрагивающих экономику данной страны, то актуальной является проблема сбалансированного налогообложения нерезидентов: бюджетные интересы государства пересекаются с необходимостью создания благоприятных инвестиционных условий для иностранного капитала.

Уровень развития существующей налоговой системы иностранных организаций является одним из ключевых факторов, влияющих на решение иностранного инвестора об инвестировании капитала в экономику той или иной страны. В том случае, если в результате прямых или косвенных факторов, иностранные инвесторы подвергаются повышенному налогообложению, либо на пути инвестиций стоят излишние административно-бюрократические барьеры по сравнению с существующими в практике международных отношений, либо налоговая система нестабильна или непрозрачна, то это неизменно сказывается на притоке в страну иностранных инвестиций.

При таких условиях перед экономической наукой любой страны, включая Россию, стоит достаточно специфическая задача - выработать адекватную налоговую систему, отвечающую экономическим вызовам современности.

Вместе с тем действующая система налогообложения иностранных организаций в России содержит большое количество пробелов и недочетов, а иностранные организации, вкладывающие в российскую экономику, продолжают сталкиваться с проблемами несовершенства российской системы налогообложения, что связано с недостаточной проработанностью российского налогового законодательства.

В настоящей статье проведено исследование особенностей обложения иностранных организаций в России налогом на имущество в целях выявления направлений совершенствования законодательства.

1. Налог на имущество организаций в РФ относится к региональным налогам, обязателен к уплате и взимается на территории соответствующего субъекта РФ на основании регионального закона о налоге, установленного в рамках гл. 30 НК РФ.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частно­сти, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и порядок его уплаты, а также налоговые льготы определяются законодатель­ством региона.

Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные органы субъектов РФ при установлении налога на имущество обязаны определить следующие элементы налогообложения: ставку налога и порядок уплаты налога. При этом уплата авансовых платежей для отдельных категорий налогоплательщиков в течение налогового периода может не устанавливаться.

Положения гл. 30 НК РФ имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации непосредственно, а положения региональных законов о налоге на имущество организаций - только на соответствующей территории субъекта РФ и не должны противоречить установленным гл. 30 НК РФ нормам, а также требованиям частей первой и второй НК РФ.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка(Ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»/ СЗ РФ от 4 декабря 1995 г., N 49, ст. 4694.).

Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права(Ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»/ СЗ РФ от 4 декабря 1995 г., N 49, ст. 4694.).

Действие регионального закона не может распространяться на территорию континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ, т.к. континентальный шельф РФ и исключительная экономическая зона РФ не относятся к территории РФ. Следовательно, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ не установлены налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога на имущество, что равнозначно тому, что не установлен сам налог(Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения.).

Пунктом 1 статьи 386 НК РФ установлено, что в отношении имущества, имеющего местонахождение на континентальном шельфе РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу иностранными организациями представляются в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации.

Исходя из вышесказанного, финансовое ведомство(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина от 9 марта 2006 г. N 03-06-01-04/62/ Справочно-Правовая система «Гарант». Судебная практика. 2010г.) делает вывод, что налог на имущество организаций за имущество, находящееся на континентальном шельфе РФ, подлежит уплате в бюджет по местонахождению российской организации, в соответствии с законодательством субъекта РФ, где находится эта организация.

Однако элементы налога должны быть установлены в НК РФ или в соответствии с ним, а не выводиться путем анализа других статей.

Таким образом, по нашему мнению, порядок налогообложения имущества, находящегося на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, является пробелом в законодательстве о налогах и сборах и требует скорейшего устранения.

В целях устранения данного пробела, на взгляд автора, в главу 30 НК РФ необходимо включить отдельную статью, регулирующую особенности обложения налогом имущество, расположенное на территориях за пределами территории РФ, на которых РФ обладает суверенными правами, осуществляет юрисдикцию.

В ст. 71 Конституции РФ закреплено, что в ведении РФ, в частности, находится определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Следовательно, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога на имущество, находящегося на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, должны устанавливаться Федеральным законом.

Пунктом 3 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010г. N 117н(Приказ Минфина РФ от 30 сентября 2010г. N 117н./ Справочно-Правовая система «Гарант». Судебная практика. 2010г.), установлен порядок постановки на налоговый учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность:

  • - в территориальном море РФ;
  • - на континентальном шельфе РФ;
  • - в исключительной экономической зоне РФ;
  • - на иных территориях за пределами территории РФ, на которых РФ обладает суверенными правами, осуществляет юрисдикцию (в иных районах, на участках морского дна, территориях, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора РФ).

Такие организации подлежат постановке на учет:

1) налоговыми органами, подведомственная территория которых примыкает к соответствующим районам территориального моря РФ, континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны РФ, территориям, на которых РФ обладает суверенными правами, осуществляет юрисдикцию (иным районам, участкам морского дна, территориям, арендуемым у иностранных государств или используемым на основании международного договора РФ);

2) налоговыми органами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту нахождения соответствующих обособленных подразделений иностранных организаций.

Было бы логично, если бы налог на имущество уплачивался в порядке и по ставкам, установленным на территориях субъектов, в которых организации (в том числе иностранные, ведущие деятельность на территории РФ через постоянное представительство) или их обособленные подразделения состоят на учете в связи с осуществлением деятельности в территориальном море, на территории континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ. Соответствующие изменения должны быть внесены ст. 372 НК РФ.

2. Налогоплательщиками налога на имущество организаций, согласно п.1 ст.373 НК РФ, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Под организациями, согласно ст. 11 НК РФ, понимаются российские и иностранные организации. Иностранные организации в целях налога на прибыль подразделяются на две группы:

1. иностранные организации, ведущие деятельность через постоянное представительство;

2. иностранные организации, не ведущие деятельность через постоянное представительство.

Глава 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ не дает собственного определения термина «постоянное представительство», а отсылает к правилам ст. 306 НК РФ, указывая, что международным соглашением могут быть установлены иные правила образования постоянного представительства (п.2 ст. 373 НК РФ).

На первый взгляд, условия образования постоянного представительства иностранной организации для целей налога на имущество те же, что и в целях налога на прибыль. Однако анализ действующих международных соглашений показывает, что большинство международных соглашений об избежании двойного налогообложения распространяет свое действие на отношения, связанные с взиманием налога на доходы организаций и физических лиц. Следовательно, при установлении факта образования постоянного представительства в целях налога на имущество, мы не можем руководствоваться нормами таких соглашений, а необходимо руководствоваться исключительно нормами ст. 306 НК РФ. Этот вопрос становится актуальным в тех случаях, когда международное соглашение устанавливает иные правила образования постоянного представительства, нежели нормы НК РФ.

Например, Соглашение между РФ и Турецкой Республикой(Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Анкара, 15 декабря 1997 г.)/ Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2000 г., N 6, ст. 614) применительно к России распространяет свое действие на налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (ст.2). Содержащиеся в Соглашении термины и нормы, в том числе порядок образования постоянного представительства, используются исключительно в целях применения данного Соглашения. Согласно ст. 5 Соглашения строительная деятельность образует постоянное представительство, только если ее продолжительность превышает 18 месяцев. Но в целях налога на имущества, турецкая компания, ведущая строительную деятельность на территории РФ, будет считаться имеющим постоянное представительство с начала регулярной предпринимательской деятельности согласно ст. 306 НК РФ. Такой же позиции придерживается и ВАС РФ(Постановление Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2007г. N 8585/07.Справочно-Правовая система «Гарант». Судебная практика. 2010г.).

В тех случаях, когда действие международного соглашения распространяется и на налог на имущество, то при определении постоянного представительства в целях налога на имущество необходимо руководствоваться нормами такого соглашения.

Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр(Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.)/ Собрание законодательства Российской Федерации от 13 сентября 1999 г., N 37, ст. 4447.) распространяется на налог на прибыль, на подоходный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц (ст.2). Соответственно, термины, используемые в Соглашении, используется и при обложении иностранных организаций налогом на имущество.

Как видим, складывается абсурдная ситуация, когда предпринимательская деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в целях налога на прибыль, в то же время деятельность этой же организации приводит к образованию постоянного представительства в целях налога на имущество.

Международной и национальной налоговой теорией и практикой порядок образования постоянного представительства регулируется исключительно в целях налога на прибыль. Поэтому положения других глав 2-й части НК РФ должны устанавливать порядок налогообложения иностранных организаций в зависимости от факта наличия или отсутствия постоянного представительства, созданного в целях налога на прибыль, а не устанавливать собственные критерии образования постоянного представительства.

3. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Имущество, учитываемое как основные средства, приобретается за счет средств, оставшихся у организации после налогообложения. Получается, что косвенное обложение налогом самого имущества является повторным взысканием налога с уже подвергшегося налогообложению дохода.

Имущество, учитываемое в качестве оборотных средств, - это имущество, задействованное в процессе производства товаров, работ и услуг, и еще не принесшее финансового результата. Обложение налогом данное имущество в определенной степени не поощряет инвестиции в производственный основной капитал. Скорее, он подавляет стремление промышленников обновлять мощности, поскольку введение в действие нового оборудования означает мгновенное обложение авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом.

Его налогообложение имеет экономический смысл только в том случае, если применяется в качестве санкции за неэффективное ведение деятельности (показатели производства не оправдывают наличия такого объема имущества).

Во всех остальных случаях дополнительное налогообложение имущества ухудшает экономические показатели предприятий.

В последние годы происходит быстрое устаревание машин и оборудования, зданий и сооружений в отраслях обрабатывающей промышленности в условиях стремительного свертывания капитальных затрат и вялой ликвидации старой техники. Средний фактический срок эксплуатации активной части основных производственных фондов составляет 25-30 лет. Степень износа основного капитала достигает 45-50%.

Таким образом, фискальный доход от имущества неизбежно будет падать в результате более существенного износа активной и пассивной части основных средств, обедняя, прежде всего региональные бюджеты. Это подталкивает к повышению ставки этого сбора, что усиливает осторожность предпринимателей в затратах в основной капитал.

Между тем налог на имущество можно превратить в дополнительный импульс для интенсификации инвестиционного процесса, что, в конечном счете, позитивно отразится на поступлениях в бюджет.

Такое возможно, если будет установлена минимальная ставка налога на имущество (0,5%) для обновленных основных фондов. Для остальной части имущества налог может достигать 2,2% по средней остаточной стоимости, подталкивая предприятия к его обновлению, быстрой ликвидации или консервации.

Подобная практика в целом могла бы значительно повысить расчетную экономическую эффективность и, следовательно, привлекательность инвестиционных проектов, особенно наиболее значительных.

Помимо этого, для привлечения инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении, необходимо снизить ставки налога на имущество на все оборудование и недвижимость, используемое в производственных целях в капиталоемких отраслях, а для развития регионов с неразвитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой, необходимо дифференцировать ставки налога в зависимости от степени развитости региона.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*