Cервис «Прозрачный бизнес» в непрозрачных для бизнеса правилах игры

В этом мире ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным, кроме неотвратимости смерти и налогов. Бенджамин Франклин, американский президент.

Охота за фирмами-однодневками продолжается, а методы борьбы с ними и правила игры меняются.

24 апреля 2018 года ФНС России на своем сайте www.nalog.ru анонсировала запуск нового сервиса «Прозрачный бизнес», у которого двоякое предназначение:

  • во-первых, сервис «Прозрачный бизнес» используется в целях проявления должной осмотрительности при проверке деловых партнеров (действующих или потенциальных) на предмет наличия у последних задолженности по налогам и сборам и допущенных налоговых правонарушений, а также для получения информации о финансовом состоянии компании;
  • во-вторых, сервис «Прозрачный бизнес» может быть использован собственником бизнеса, чтобы со стороны получить объективную картину того, как выглядит его собственный бизнес в глазах контрагентов.

Напомним, что сведения, которые можно будет получить через сервис «Прозрачный бизнес», не составляют налоговую тайну.


Первое размещение сервиса «Прозрачный бизнес» на сайте налоговой службы предусмотрено 1 июня 2018 года.

Через сервис «Прозрачный бизнес» можно получить следующие сведения за предыдущий календарный год:

  1. о контрагенте, его идентификационных данных;
  2. о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
  3. о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них;
  4. об используемом контрагентом налоговом режиме;
  5. об участии контрагента в консолидированных группах налогоплательщиков;
  6. о среднесписочной численности работников контрагента;
  7. о суммах налогов и сборов, уплаченных организацией;
  8. о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Думаю, реакция у делового сообщества на анонс этого сервиса неоднозначная. Кто-то для себя решил, что с появлением этого сервиса наконец-то решится вопрос с «правильным» проявлением должной осмотрительности, кто-то будет плохо спать, увидев себя или своих давних деловых партнеров в списке «неблагонадежных» и будет рьяно стремиться к смене «неблагонадежных» партнеров на «надежных», а собственники «неблагонадежного» бизнеса примут все меры для «переобувки» бизнеса на новую фирму с «нуля».

Отчасти и те и другие правы. Однако….

Понятие должной осмотрительности было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление Пленума N 53), из текста которого следует, что налогоплательщику следует проявить осмотрительность при выборе своего контрагента.

Проявить должную осмотрительность означало, что во избежание налоговых претензий, налогоплательщику необходимо проводить проверку своего контрагента на предмет добросовестности, убедиться в реальной возможности осуществления им предпринимательской деятельности и исполнения сделки, использую для этого общедоступные критерии оценки рисков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Ранее, при проведении налоговой проверки и при рассмотрении судами споров между налогоплательщиком с налоговым органом, особое внимание уделялось тому, каким образом налогоплательщик оценил и проверил добросовестность своего партнера.

Замечу, что на практике, во избежание претензий налоговых органов и уменьшения налоговых рисков, большинство компаний ввели внутренние алгоритмы-правила проверки деловых партнеров и создали целые отделы, которые отвечают за работу в этом направлении.

Так работали целые 12 лет…

19 августа 2017 года вступила в силу статья 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», введенная в силу Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ (далее – Закон № 163-ФЗ). Нововведения направлены на предотвращение «агрессивных» методов налоговой оптимизации.

В силу п. 2 ст. 2 Закона N 163-ФЗ положения пункта 5 статьи 82 НК РФ применяются к камеральным и выездным налоговым проверкам, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ. Другими словами, проверка деятельности проверяемого за прошлые периоды (начиная с 2014 года) будет осуществляться по новым правилам, предусмотренным с. 54.1 НК РФ, а правила, которыми налогоплательщики пользовались при проявлении должной осмотрительности в соответствии с Постановлением Пленума N 53, налоговыми органами применяться не будут. Об этом прямо сказано в Письме ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ О рекомендациях по применении положений ст. 54.1 НК РФ.

Поэтому с принятием Закона N 163-ФЗ, действия добросовестного налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, предусмотренные в Постановлении Пленума N 53, не могут стать спасительным кругом при налоговых проверках, если не выполняются следующие условия, установленные ст. 54.1 НК РФ:

  • 1) налогоплательщиком не допущено занижение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);
  • 2) при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих двух условий:
    • основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога (пп.1 п.2 ст. 54.1 НК РФ);
    • обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону (пп.2 п.2 ст. 54.1 НК РФ).

В подпункте 2 пункта 2 ст. 54.1 НК РФ законодатель фактически ограничил право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее лицом, не указанным в первичных документах.

Это означает, что налогоплательщик должен подтвердить факт того, что между ним и реальным исполнителем есть цепочка заключенных реальных договоров и обосновывающих документов.

Таким образом, в рамках применения положений подпункта 1 и 2 пункта 2 ст. 54.1 НК РФ добросовестному налогоплательщику необходимо быть готовыми к тому, чтобы подтверждать факт того, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки являлось получение результатов предпринимательской деятельности и что сделка (операция) исполнена заявленным контрагентом.

Также не может стать спасительным кругом сам факт того, что ваш контрагент также является добросовестным налогоплательщиком, если вы или ваш контрагент не сможет доказать сам факт исполнения договора им самим или его контрагентом.

Поэтому работа, которая исключительно направлена на подтверждение действий, направленных на проявление должной осмотрительности без учета требований статьи 54.1 НК РФ может быть бесполезной тратой времени.

Какие новые методы будут применяться налоговыми органами при проверке налогоплательщика и как последнему подтверждать свою добросовестность, мы расскажем вам в наших следующих статьях.

Агаева Ирина, к.э.н., юрист, налоговый эксперт.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*